Ульяновск,
пр-т Генерала Тюленева, 12
Пн-Пт: 9:00 - 19:00
Сб: 9:00 - 17:00
Вс: выходной
Версия для слабовидящих
Ульяновск,
ул. Кролюницкого, 6
Пн-Пт: 8:00 - 19:30
Сб: 8:00 - 19:00
Вс: 9:00 - 15:00
Нарушения слуха у детей могут встречаться в любом возрасте и значительно чаще, чем можно было бы представить.

Слух ребенка

Причиной могут быть простудные заболевания, аденоиды, острые отиты, многие детские вирусные инфекции. Иногда родители могут и не подозревать, что ребенок плохо слышит. Маленькие дети как правило сами не жалуются на слух. Они просто не понимают, что это такое, у них ничего не болит. Из-за плохого слуха ребенок не реагирует на речь взрослого, начинает хуже учиться.

А родители и учителя считают, что ребенок не внимателен или балуется. Вместо того, чтобы проверить слух - они наказывают ребенка. А ведь в подобных случаях при немедленном обращении к врачу сурдологу своевременное лечение может полностью восстановить слух. Важно запомнить одну истину — снижение слуха можно вылечить только в острой стадии, при обращении в течении одной недели после снижения слуха. Чем дольше ждать, что «все само пройдет», тем хуже будет прогноз. Любое стойкое нарушение слуха у ребенка, даже незначительное, может привести к задержке его психического развития, не говоря уже о снижении успеваемости в школе.

Если снижение слуха возникает в младенческом возрасте или при рождении, то ребенок либо не начинает говорить совсем, либо начинает говорить поздно и его речь развивается с дефектами. Но как правило до 2-3х лет родители не очень беспокоятся, да еще и родственники, а нередко и врачи успокаивают - «ничего- подрастет- заговорит». В результате упускают драгоценное время, когда речь развивается естественным образом и ребенок начинает отставать и в умственном и в психическом развитии. В течении первого года жизни важен каждый месяц жизни ребенка для дальнейшего становления личности и интеллекта ребенка.

Врожденная глухота встречаются примерно у 1 на 1000 родившихся, тугоухость — у 2-3 на 1000. Около 30% — это наследственная глухота, остальные 60-70% — это патология беременности и родов.

Сейчас в родильных домах и детских поликлиниках введен так называемый «скрининг новорожденных» - то есть ранняя проверка слуха у младенцев. Но как любой скрининг — он может только выявить группу риска, а слух может быть снижен и у детей, не относящихся к этой группе.
В норме ребенок слышит звуки с 24 недели беременности.

Физиология

Ученые отмечают, если мама ласково разговаривает со своим еще не родившимся ребенком, включает мелодичную музыку — после рождения такой ребенок быстрее начинает говорить и растет более спокойным. Если во время беременности в окружении будущей мамы крики, скандалы, или мама слушает рок, хеви-металл — малыш может быть пугливым и капризным, и замкнутым.

После рождения ребенок слышит почти как взрослый, среднее и внутреннее ухо после родов не изменяется, но центральные отделы слуховой системы окончательно созревают к 12 годам жизни. В коре головного мозга формируется так называемый эталон речи, развивается способность различать тонкие звуковые оттенки. Формирование высших слуховых структур коры головного мозга возможно только при абсолютно нормальном слухе ребенка и при достаточном благоприятном звуковом окружении.
В каждом человеке генетически заложена способность к речи.

Развитие речи в норме

В каждом человеке генетически заложена способность к речи. Любой ребенок, даже абсолютно глухой, гулит в первые 3-4 месяца жизни. Но к 6 месяцам гуление должно перейти в лепет, то есть ребенок подолгу скандирует и повторяет слоги типа — ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па — это так называемая «рефлекторная» речь. В этом возрасте ребенок начинает подражать речи окружающих его взрослых.

Чтобы развитие речи проходила нормально, кроме нормального слуха необходимо и речевое окружение. Малышу необходимо петь песенки и постоянно разговаривать с ним, что бы вы не делали, если Ваш ребенок рядом необходимо комментировать каждое свое действие. Речь должна быть живой, а не «в телевизоре» или в другом звуковом устройстве.

В младенческом возрасте ребенок слышит музыку, но воспринимает и подражает только живой речи. В этот период дети начинают осознанно воспринимать свой собственный голос и забавляться речью.

В 7-8 месяцев ребенок выполняет простые речевые инструкции: на вопрос- «где мама?, где глазки?» - показывает.

К 1 году у ребенка появляется 5-6 простых лепетных слов, которые он применяет совершенно осознанно. В этом возрасте ребенка надо постоянно побуждать к диалогу с Вами, играть в простые игры, читать простые книжки с крупными картинками. К полутора- двум годам у ребенка появляется простая двусложная фраза.
У глухого ребенка естественного развития речи не происходит.

Развитие речи у глухого ребенка

У глухого ребенка естественного развития речи не происходит, его развитие останавливается на уровне скандирования отдельных слогов, а затем, если во время не обратиться с специалисту, «рефлекторная» речь затухает и ребенок очень громко, так как не слышит себя, издает звуки похожие на мычание.

При врожденной тугоухости и глухоте медикаментозное лечение не помогает. Ребенок с такой потерей слуха никогда не будет слышать самостоятельно. Но не следует отчаиваться: нарушение слуха - недостаток физический, но не психический. Ребенок с проблемами слуха может и должен овладеть устной речью и нормально развиваться. Для этого необходимо как можно раньше, сразу же после установления диагноза, подобрать ему качественные слуховые аппараты. Нельзя терять ни дня: наиболее благоприятный период для овладения языком – от 6-12 месяцев до 2х. лет.

В идеале установить степень тугоухости, правильно подобрать и одеть слуховые аппараты ребенку надо до 6 месяцев. Тогда развитие речи у ребенка будет развивается практически так же, как у здорового ребенка. Если ребенок начинает носить слуховые аппараты после 2х. летнего возраста, то без специальных занятий по развитию речи и слухового восприятия с сурдопедагогом, ребенок самостоятельно не начнет говорить, какие бы современные и дорогие слуховые аппараты у него не были.

Для развития ребенка со сниженным слухом очень важно точно и правильно подобрать слуховые аппараты. Этим должен заниматься только детский врач сурдолог, не правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат может даже навредить слуху ребенка. При глубокой глухоте не могут помочь даже слуховые аппараты, как правило это выявляется в процессе ношения слуховых аппаратов. В процессе наблюдения за развитием ребенка врача - сурдолога и регулярных занятий с сурдопедагогом, уточняется слух и подстраиваются слуховые аппараты.

Если при всех этих условиях через 6 месяцев ношения слуховых аппаратов у ребенка не появляются лепетные слова и выявляется глубокая глухота — то нормальному развитию ребенка может помочь только операция по кохлеарной имплантации. Это высокотехнологичная и очень дорогостоящая операция. В России всем нуждающимися детям операция проводится совершенно бесплатно. Но даже после операции ребенку надо заниматься со специалистом, чтобы научить слушать и говорить.

Глубокие нарушения слуха все-таки встречаются относительно редко, гораздо чаще у детей встречаются не значительные нарушения слуха у детей.
Материал на странице проверен врачом-сурдологом высшей категории, оториноларингологом со стажем более 41 года Токаревой Ираидой Юрьевной.