Чтение по губам, также чтение с губ — понимание речи наблюдением артикуляции говорящего.
Люди с нарушением или отсутствием слуха могут компенсировать «выпадающий» канал общения с помощью
чтения слов собеседника по его артикуляции.
Понимание речи в этом случае зависит как от тренированности человека, так и от уровня его владения русским языком хотя бы в письменном виде, а также от активности и выраженности артикуляции собеседника.
При чтении с губ активируется не только зрительная кора мозга, но и слуховая, что происходит и при распознавании слышимой речи.
- Даже новорождённые дети пытаются имитировать движения губами и языком, увиденные у взрослых. Младенцы дольше смотрят на источник визуального стимула, если ему соответствует одновременно происходящий аудиальный стимул (в отличие от, например, записи звука).
- Дети в 4—8 месяцев обращают особое внимание на движения губ говорящих как на родном для себя языке, так и на других языках.
- После 12 месяцев они перестают следить за губами говорящих на родном языке.
- Во взрослом возрасте глухие читают по губам лучше слышащих из-за постоянной практики, разница начинает быть заметной с 14 лет.
- Среди глухих данный навык лучше развит у тех, кто терял слух постепенно, а не внезапно.
В основном чтение по губам используется глухими и слабослышащими. При этом у слабослышащих оно более успешно, если при этом речь слышна хотя бы частично.
Для упрощения чтения по губам может использоваться вспомогательная жестовая система, к примеру, маноральная речь. Существуют также автоматизированные средства чтения с губ.
Успешность чтения по губам зависит от способности к образному мышлению и аналитическому восприятию, а также зрительной памяти. Чтение по губам усложняется при плохом освещении и наличии у говорящего бороды или усов.