ул. Кролюницкого, дом 6
Пн.-Пт.: 8:00 - 19:00
Сб.-Вс. : 9:00 - 17:00
проспект Генерала Тюленева, 12
Остановка "Поликлиника №3"
Пн.-Пт.: 8:00 - 19:00
Сб.-Вс. : 9:00 - 17:00
город: Записаться
Методы обследования слуховой системы

1.Субъективные методы исследования слуха
-результат обследования зависит от субъективной реакции пациента на подаваемые звуковые сигналы врачом— сурдологом. ( хочу- не хочу, понял-не понял) К ним относятся все виды аудиометрии: тональная пороговая и надпороговая, игровая и рефлекторная аудиометрия, речевая аудиометрия и аудиометрия в свободном звуковом поле, а также определение разборчивости шепотной и разговорной речи — акуметрия и речевая аудиометрия

Аудиометрия
субъективный метод обследования слуха на аппарате — «аудиометр» — определяются пороги слуха -то есть- самый тихий звук, какой человек можно услышать на разных частотах.
Через наушники проверяется воздушное проведение звука- подается сигнал на частотах от 125 гц до 8000 гц -. Костное проведение звука проверяется через костный вибратор.

по результату — рисуется график слуха — аудиограмма
Существует несколько видов аудиометрии — пороговая аудиометрия, надпороговая аудиометрия, речевая аудиометрия , аудиометрия с маскировкой лучше слышащего уха.
Какой вид аудиометрии необходим конкретному пациенту для установления диагноза, подбора слухового аппарата , может решить только врач-сурдолог.
По данным аудиометрии оценивается степень нарушения слуха пациента, уровень поражения слухового анализатора.
Без проведения аудиометрии в сурдоцентре, врач- сурдолог дать заключение (консультацию) или подобрать слуховой аппарат — не может.

 

Игровая аудиометрия.
проводится Детям от 2-3 лет до 5-7 лет.


На подаваемые через наушники звуки, ребенок перекладывает кубики или другие игрушки. Для этого обследования необходим контакт исследователя и ребенка. Ребенок должен понимать инструкции и различать тихие и громкие звуки. Иногда перед проведением игровой аудиометрии ребенка приходится обучать реакции на звуки у сурдопедагога, либо обучение проводят родители дома по инструкции врача. Чтобы игровая аудиометрия была достоверной иногда ребенок на обследование приходит несколько раз. Чем младше возраст ребенка и чем хуже ребенок слышит, тем большее число раз необходимо провести обследование для получения достоверного результата.

 

Условно-рефлекторная аудиометрия.
проводится Детям в возрасте от 0 до 2х. Лет
Врач наблюдает за рефлекторными реакциями ребенка в ответ на подаваемые звуки через наушники или в свободном звуковом поле

Для подкрепления рефлекса на звук одновременно загорается картинка. Для проведения обследования ребенок должен спокойно реагировать на наушники и быть спокойным во время обследования. Т. к. условно-рефлекторная реакция у ребенка быстро затухает, ребенок на обследование приходит несколько раз.
Достоверность данных игровой и особенно рефлекторной аудиометрии обычно подтверждается данными ASSR- теста и КСВП ( объективной аудиометрией по потенциалам мозга — у детей проводится в состоянии сна)

 

Объективные методы исследования слуха
-регистрируются естественные функции различных отделов слухового анализатора, специальными приборами в ответ на подачу различных стимулов. Результат не зависит от желания пациента, единственным условием проведения объективного исследования слуха является идеально чистый слуховой проход и спокойное состояние пациента, детям некоторые исследования проводятся в состоянии сна.
К ним относятся:
импедансометрия
состоит из 3х. видов исследования: тимпанометрии, акустической рефлексометрии и теста слуховой трубы.
1. тимпанометрия-

позволяет выявить патологию среднего уха: податливость барабанных перепонок, подвижность слуховых косточек, давление в среднем ухе и наличие или отсутствие жидкости в среднем ухе.
2.объективный тест слуховой трубы — дает представление о работе слуховой трубы
3. акустическая рефлексометрия — регистрация рефлекторного ответа стременной мышцы, косвенно дает представление об уровне поражение слухового, лицевого и некоторых других нервов на уровне ствола мозга и приблизительно возможность оценить наличие снижения слуха или наличие ФУНГа при тугоухости, то есть непереносимость громких звуков при общем снижении слуха.

 

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ)


отражает нормальную работу нервных рецепторных клеток улитки.
Вызванная отоакустическая эмиссия показывает степень функциональной активности рецепторов улитки. Существует две разновидности ОАЭ — Задержанная Вызванная ОАЭ ( ЗВОАЭ) и Отоакустическая Эмиссия на Продукте Искажения ( ПИОАЭ ). Через зонд в ухо подается либо широкополосный щелчок (при ЗВОАЭ) либо частотные тоны (при ПИОАЭ) — в ответ на это волосковые клетки генерируют свой сигнал, который записывает прибор. Если результат ЗВОАЭ и ПИОАЭ — “прошел” — это значит, что волосковые клетки работают. Но это еще не означает, что слух в норме.
Нарушения могут быть в центральных отделах слухового анализатора (слуховой нерв, ствол мозга, кора), кроме того при незначительной тугоухости результат теста тоже может быть — “прошел”
Результат “не прошел” — тоже не всегда говорит о тугоухости — тест будет “не прошел” при любом отите или при серной пробке.
Важно!-
1. При проведении импедансометрии и ОАЭ — слуховые проходы должны быть идеально чистыми
2. Перед проведением ОАЭ необходимо провести тимпанометрию и если тимпанометрия в норме, только тогда можно проводить ОАЭ. Так как при заболевании среднего уха ОАЭ всегда даст ответ -”не прошел” -даже если слух будет в норме

 

Слуховые вызванные потенциалы —


позволяют определить уровень поражения слухового анализатора и порог слухового восприятия звука мозгом- метод объективный, но достоверен только при неоднократном повторении ответа на один и тот-же стимул, результат зависит от квалификации специалиста, проводящего обследования и от строгого соблюдения требований к месту проведения и аппаратуры, состояния пациента ( полный покой для взрослого , для ребенка — состояние сна). Обследование длительное — в зависимости от степени потери слуха, может занимать от 30-40 минут до 2х -2.5 часов.

1. Коротколатентные слуховые вызванные потенциалы — КСВП
— на голове пациента закрепляются специальные датчики для записи потенциалов мозга, через наушники подаются звуковые сигналы суммированной частоты около 2000гц. разной интенсивности. Из записи ЭЭГ вычленяются пики — ответа мозга на звуковой стимул. — По результату врач может оценить порог слухового восприятия мозгом звукового стимула на этой частоте, при стимуляции +60-70дб. над порогом можно предположить уровень поражения слухового анализатора, так как при надпороговой стимуляции появляется несколько разных пиков. Каждый пик формируется в разном отделе слухового анализатора и по их латентности, интервалам можно предположить уровень поражения слухового анализатора.

2. Стационарные вызванные потенциалы — ASSR -тест и мульти ASSR -тест — или объективная аудиометрия — механизм проведения обследования аналогичен КСВП, но стимулы подаются сразу по 4 частотам -500, 1000,2000 и 4000 гц. — позволяет определить пороги слуха на этих частотах и при проведении пересчета в систему оценки пороговой аудиометрии позволяет составить примерную аудиограмму по воздушному проведению на этих частотах. Чаще всего этот метод используется для составления аудиограммы у маленьких детей или у пациентов с умственной отсталостью.
NB! Достоверной аудиограмму по данным ASSR -теста можно считать только тогда, когда на средних частотах пороги совпали с данными КСВП. Затем обязательно проведение игровой аудиометрии.

3. ССВП -среднелатентный слуховые вызванные потенциалы — дают представление о уровне нарушений в головном мозге -на практике используются редко.

4. ДСВП — длиннолатентные слуховые вызванные потенциалы— проводятся в состоянии бодрствования и дают представление о восприятии звука слуховой корой г\мозга. Используется для оценки развития слуховой коры, а также косвенно можно судить о причине задержки речевого развития ребенка. ДСВП используются для оценки развития слухового восприятия ребенка со слуховыми аппаратами и после кохлеарной имплантации.
Ответ ДСВП должен улучшаться после нескольких месяцев речевых занятий ребенка с сурдопедагогом. Если этого не происходит — значит либо ребенок дома не носит слуховые аппараты, либо слуховые аппараты не правильно настроены, либо неправильно подобраны и до коры головного мозга не доходят все звуки, необходимые для развития речи.

записаться на прием к врачу -сурдологу -оториноларингологу 
Записаться